Анализ общественного мнения

Комплекс социально-аналитических исследований по изучению общественного мнения

Целью комплекса работ является получение полного и систематического знания о политических и социальных настроениях, предпочтениях и ожиданиях населения заданного региона в целом, а также его основных категорий для их использования при подготовке мероприятий в рамках органов власти, общественных и политических организаций.

Задачами работы являются получение объективных данных (в разрезах по территориальным и социально-демографическим категориям населения) по:

  • основным общественно - политическим и социально-экономическим проблемам современного российского общества;
  • доминантам политических и социально-экономических ожиданий населения;
  • отношению населения к органам власти, политическим партиям и политикам;
  • доминированию политических мифов и стереотипов мышления, определяющим основные аспекты коллективного бессознательного населения;
  • отношению и степени доверия населения к основным СМИ (прессе и электронным);
  • «тонким» аспектам сложных и неоднозначных проблем, стоящих перед населением и обществом, которые могут эффективно использоваться в рекламно-политических и агитационных мероприятиях, проводимых органами власти, общественными и политическими организациями и партиями.

В результате проведения комплекса работ Заказчик получит:

Полную и достоверную информацию об общественных умонастроениях (включая коллективное подсознательное) населения в целом и его основных социально – демографических категорий, необходимую для эффективного проведения мероприятий органами власти, общественными и политическими организациями и партиями. Представленные данные обеспечат высокую адресность мероприятий, позволят сэкономить и оптимизировать финансовые затраты на агитацию, дадут возможность эффективного медиапланирования рекламной кампании в рамках поставленных задач.

Информационная технология и методика исследований.

  1. В работах будет использована авторская информационная технология социально-аналитических исследований, не имеющая мировых аналогов.
  2. По нашей методике исходные результаты получают из социологических опросов, в которых полевые работы проводятся на случайных выборках респондентов. Этот подход радикально отличается от традиционно практикуемого во всем мире «квотного опроса» населения. Репрезентативность результатов обеспечивается на этапе компьютерной обработки результатов опроса. Используется (математически строго обоснованная) методика исчисления условных вероятностей. Эта методика за последние 18 лет многократно прошла успешную апробацию в реальных проектах - при подготовке избирательных кампаний различного уровня (от президентских до выборов депутатов Госдумы) и маркетинговых исследованиях товарных рынков.

    По сравнению с традиционными методами социологических исследований наша информационная технология (подробнее см. "О компьютерных технологиях в социальных исследованиях") позволяет:
    1. значительно повысить точность получаемых результатов. Например, на выборке 1.5 – 2.0 тыс. человек традиционная «квотная» социологическая методология, как показывают расчеты, дает погрешность для населения в целом порядка 3.5 %. Наши результаты (при этом количестве респондентов) имеют погрешность от 1.0 до 1.5 %. При работе с 3000 респондентов значения погрешностей, как показывают расчеты, составляют соответственно 2.7 % и 0.5 %;
    2. давать самые различные социально-демографические «срезы» общественного мнения. Такие процедуры в принципе невозможно сделать со сколь-либо приемлемой точностью при работе традиционными социологическими методами.
    3. получить ответы на вопросы анкеты для любой произвольной социально-демографической конструкции.
    4. выяснить, в том числе – количественно, тонкие и неоднозначные аспекты сложных проблем, используя авторский «метод анкетирования на малых выборках».
    5. значительно повысить оперативность проведения «полевых работ».

  3. Наша методология позволяет решить две проблемы, которые вообще не ставятся в традиционных социологических исследованиях.

    1. Формальные методы социологии позволяют «снять» лишь вершину айсберга общественного сознания, ту ее часть, которая поддается рассудочному оцениванию. Мы предлагаем сосредоточиться не только на изучении логических слоев общественного сознания, но и на анализе глубоких пластов сознания, получить информацию о процессах, происходящих в сфере коллективного бессознательного. Именно им наиболее полно объясняются важные процессы и явления в жизни общества. Наша технология позволяет выявить степень и особенности влияния основных политических мифов.

      В данном случае термин «миф» используется для обозначения устойчивого стереотипа подсознательного мышления, в решающей степени определяющего общественное мнение. Например, триумфальное появление В.Путина на российской политической арене было обусловлено совсем не плохо подготовленными агитационными мероприятиями Глеба Павловского и не поддержкой «преемника» Б.Ельциным (реально последнее было прямой антипропагандой). Победа В.Путина и полученный им огромный кредит народного доверия в решающей степени были определены теми особенностями мифологического подсознательного, которые доминировали в общественном сознании россиян в конце прошлого века.

  4. Групповое анкетирование методом «малых выборок».

Существует ряд вопросов, которые (в силу сложности их восприятия или возможностей «разночтения») невозможно достаточно глубоко изучить при массовом социологическом опросе населения. Например, нужно выяснить степень присутствия и причины непопулярности либеральных преобразований 90-х гг., мотивы недовольства населения конкретными политическими лицами, можно выявить «тонкие» аспекты в отношении населения по проблемам коррупции, службы в армии и т.д. Желательно выявить структуру мнений населения по этим вопросам в разрезах территорий и по его основным социально-демографическим категориям. Но в ходе массового опроса не удастся выявить «тонкие» аспекты этих проблем, ту базу, которая на логическом и психологическом уровне «питает» эти позиции и взгляды среди населения РФ.

Знание «тонких» аспектов сложных вопросов очень важно при планировании социально-политических мероприятий, при агитации и проведении дискуссий, при подготовке проблемных публикаций, при составлении программных документов.Еще более важны эти знания при подготовке мероприятий контрпропаганды по проблемным вопросам, где позиция различных оппонентов Заказчика выглядит в глазах населения более «правильной», чем «наша».

В традиционной социологии для качественного анализа таких проблем используется весьма ненадежный метод «фокус-групп». Нами был разработан и неоднократно успешно проверен «метод группового анкетирования на малых выборках». В каждой «малой выборке» участвует 40-50 человек (в четырех однотипных – порядка 200), каждый из которых предварительно заполняет анкету ранее проводимого «большого социологического опроса». Наш метод (подробнее см. "О компьютерных технологиях в социальных исследованиях".) по существу объединяет возможности «тонких исследований» на основе метода фокус-групп с использованием компьютерного обобщения полученных результатов на население в целом, а также на его социально-демографические категории. Подход основан на том, что ответы на вопросы в анкете «малой выборки» на этапе компьютерных расчетов «сцепляются» с ответами на вопросы «большой анкеты». Погрешность оценок на основе метода не превышает 3-4 %. Можно выяснить мифологическую базу выявленных настроений с разбивкой по категориям населения.