Управление инновационными развитием

Управление инновационным развитием организаций.
Инновация - "новое и иное ", создающее ранее не существовавшую ценность для потребителя:
  • Инновации - конечные продукты инновационной деятельности, дающие прирост финансового результат;
  • Инновации в сфере техники, технологии и организации процессов разработки и производства – это реализованные в рамках конкретных продуктовых цепочек :
    • Новые или усовершенствованные продукты;
    • Новые или усовершенствованные технологические процессы и прогрессивное оборудование;
    • Новые формы и способы организации работ.
Инновационное организационно- техническое и технологическое развитие (ИОТиТР) организации.

Целевые ориентиры ИОТиТР.

Конкурентоспособность и экономическая эффективность производства продукции;

Опережающие темпы обновления производства:
  • Освоение новых изделий – как можно ближе к точке начала быстрого роста продаж (точке α);
  • Снятие изделий с производства (замена новым образцом) до начала падения продаж (в интервале β-γ);
  • Внедрение новой техники, технологии, современных форм и методов организации бизнес-процессов в продуктовых цепочках, ускоряющих создание новых изделий и темпы роста их продаж (в интервале α-β).
Динамика продаж на этапах присутствия изделия на рынке:
I этап – выход, медленный рост продаж,
II этап – завоевание, быстрый рост продаж,
III этап – удержание, стабильность продаж,
IV этап – потеря рынка, падение продаж
    1.jpg
Базовые компоненты системы управления ИОТиТР:
  1. Цели инновационного развития
  2. Критерии и управляющие факторы достижения целей
  3. Система управленческих решений и правил их принятия (решающих правил, документов) в зависимости от состояния критериев и факторов ИОТиТР
  4. Модели цен продукции, обеспечивающие финансовые возможности сбалансированного расширенного воспроизводства факторов и ресурсов инновационного развития (инновационные модели цен - ИМЦ)
  5. Система технико-экономических показателей (ТЭП) для управления ИОТиТР, характеризующих:
    • цели развития и степень их достижения при разработке и в ходе выполнения планов ИОТиТР,
    • инновационные расходы в структуре производственных затрат и цене продукции,
    • факторы и ресурсы ИОТиТР, их влияние на финансовый результат организации
  6. Управленческий учет и отчетность, обеспечивающие наличие данных по ТЭП ИОТиТР для принятия плановых и текущих решений по управлению инновационным развитием на всех уровнях, включая федеральный
  7. Технологический инновационный аудит, обеспечивающий контроль достоверности данных инновационного учета (внедренных инноваций)
Интегральный критерий эффективности инноваций – инновационная рентабельность продаж

2.jpg

Рu– расчетная инновационная прибыль – суммарная прибыль от инноваций, внедренных в отчетном периоде (году), в расчете на годичный период действия каждой из внедренных инноваций
Т – выручка от реализации товарной продукции в отчетном периоде, из которой компенсируются инновационные затраты

Базовая модель эффективности инновационных затрат


3.jpg

ИРi – расчетная инновационная рентабельность продаж в отчетном периоде, достигнутая за счет i-го источника покрытия затрат (ИПЗ).
Рипi – расчетная инновационная прибыль инноваций отчетного периода за счет i-го ИПЗ.
S – инновационные расходы (признанные расходами затраты) из i-го ИПЗ на инновации, внедренные в отчетном периоде Sio– общий объем i-го ИПЗ в отчетном периоде.

Параметры управления


Рипi / S – расчетная рентабельность инновационных расходов из i-го ИПЗ, параметр качества инновационного менеджмента.
Р / Т – общая рентабельность продаж в отчетном периоде, база для сравнительной оценки рентабельности инновационных расходов.
S / Sio – коэффициент оборачиваемости инновационных затрат i-го ИПЗ , параметр качества инновационного менеджмента.
Sio / Р – относительная (к прибыли отчетного периода) величина i-го ИПЗ, параметр инновационной политики.

Базавое решающее правило:

  • Если рентабельность инновационных расходов выше рентабельности продаж, то это свидетельствует о том, что:
    • инновационный (интенсивный) аспект развития более эффективен, чем простое наращивание объемов реализации (экстенсивный аспект);
    • инновационные затраты следует наращивать.
  • Превышение рентабельности продаж над рентабельностью инновационных расходов свидетельствует о недостаточной эффективности инновационной деятельности в организации и необходимо совершенствовать инновационный менеджмент.
Источники покрытия инновационных затрат:
  • Собственные средства
    • Чистая прибыль;
    • Списываемые на себестоимость расходы, связанные с производством и реализацией :
      • Материальные расходы, связанные с инновациями;
      • Цеховые расходы и в их составе расходы по испытаниям, опытам и исследованиям, по рационализации и изобретательству цехового характера;
      • Расходы на подготовку и освоение производства новых изделий;
      • Прочие производственные расходы, в состав которых включаются отчисления на научно-исследовательские и опытные работы;
      • Амортизация.
  • Средства инновационных фондов;
  • Заемные средства;
  • Бюджетные средства различных уровней (федеральный, региональный и пр.).
Модель эффективности инновационных затрат из чистой прибыли

4.jpg

Рип – расчетная инновационная прибыль от инноваций, внедренных в отчетном периоде за счет прибыли,
Sпи – инновационные расходы из прибыли на внедренные в отчетном периоде инновации
Sпо – объем инновационных затрат из прибыли в отчетном периоде,
Sпи / Sпо – коэффициент оборачиваемости инновационных расходов из прибыли
Sпо / Р – доля прибыли, затраченная в отчетном периоде на инновации в отчетном периоде
Рип/ Sпи– рентабельность инновационных расходов из прибыли

Локальное решающее правило
:
Если рентабельность инновационных расходов из прибыли выше рентабельности продаж, то долю прибыли, направляемую на инновационную деятельность, следует увеличить.
Модель эффективности инновационных затрат за счет амортизации

Риа – расчетная инновационная прибыль от инноваций за счет амортизации
Sаи – инновационные расходы из амортизации на внедренные в отчетном периоде инновации
А – амортизационные отчисления в отчетном периоде
Риа/ Sаи – рентабельность инновационных расходов из амортизации
Sаи / A – коэффициент оборачиваемости инновационных расходов из амортизации
Риа/Sаи× Sаи/A = Риа /A – общая инновационная рентабельность амортизации
A/ P – относительная (к прибыли) величина амортизации

Локальные решающие правила:
Если инновационная рентабельность затрат из амортизации выше общей рентабельности продаж, то долю амортизации, направляемой на инновационную деятельность, следует увеличить.

Если общая инновационная рентабельность амортизации выше общей рентабельности продаж, то (возможно) темпы амортизации следует увеличивать, выбирая соответствующие модели и нормативы.
Модель эффективности инновационных затрат, отнесенных на себестоимость

6.jpg

Рис – расчетная инновационная прибыль от инноваций за счет затрат, отнесенных на себестоимость.
Sси – отнесенные на себестоимость инновационные расходы на внедренные в отчетном периоде инновации.
С – себестоимость реализованной в отчетном периоде товарной продукции.
Рис/ Sси – рентабельность инновационных расходов, отнесенных на себестоимость.
Sси / С – коэффициент оборачиваемости инновационных расходов, отнесенных на себестоимость реализованной товарной продукции.
С / P – сравнительный (к прибыли) размер себестоимости реализованной продукции, как фондообразующего показателя инновационного развития.

Локальное решающее правило
Если рентабельность инновационных расходов из себестоимости выше общей рентабельности продаж, то долю себестоимости, направляемую на инновационную деятельность, следует увеличить.
Перекрестные (на основе сравнительного анализа эффективности источников финансирования) решающие правила:
  • Обобщенное правило выбора приоритетов и пропорций роста источников инновационных затрат.
Приоритеты и пропорции роста инновационных расходов из разных ИПЗ должны соответствовать их инновационной рентабельности – попарные отношения уровней расходов должны соответствовать попарным отношениям уровней инновационной рентабельности за счет затрат из них:

S/Skи= ИРi/ИРk
  • Обобщенное правило выбора приоритетных направлений совершенствования инновационного менеджмента.
Приоритеты и пропорции затрат на совершенствования менеджмента инноваций за счет разных ИПЗ должны быть обратны отношениям уровней инновационной рентабельности за счет затрат из них :

ЗСМиi/ЗСМиk= ИРk/ИРi
Ключевые задачи внешнего управления инновационным развитием компании
  • На уровне интегрированных структур:
    • выработка и реализация стратегии инновационного развития холдинга, как единого хозяйствующего инновационно ориентированного субъекта;
    • частичная централизация и эффективное перераспределение ресурсов дочерних компаний в соответствии со стратегическими приоритетами инновационного развития;
    • создание предпосылок инновационного развития дочерних компаний посредством:
      • углубления их специализации и развития кооперационных связей между ними;
      • расширения субконтрактных связей с поставщиками инновационной комплектующей продукции и услуг;
      • системы инновационного учета, отчетности и регулярного технологического инновационного аудита их деятельности.
  • На федеральном уровне в отношении хозяйственно самостоятельных субъектов – стимулирование инструментами Государственной бюджетной, налоговой, кредитной и таможенной политики их инновационного развития, результаты которого подтверждены данными:
    • технологического инновационного учета и аудита;
    • установленной государственной отчетностью (бухгалтерской и статистической).
Инновационный учет и отчетность
  • Содержание – фиксация результатов инновационной деятельности и представление в органы управления данных для оценки:
    • влияния инноваций на финансовый результат деятельности;
    • качества инновационного менеджмента;
    • чувствительности финансового результата к факторам инновационной деятельности.
  • Цель – обоснованность принятия решений :
    • на уровне предприятия – в обеспечение роста конкурентоспособности и рентабельности производства;
    • на уровне холдинга – по поддержке сбалансированного инновационного развития организаций и в обеспечение устойчивого роста сводного чистого денежного потока;
    • на федеральном уровне – в системе государственного регулирования деятельности субъектов хозяйственной деятельности и стимулирования их инновационного развития.
Основные принципы инновационного учета и отчетности
  1. Формирование учетной информации по каждому виду инновационной деятельности с привязкой к номенклатуре выпускаемой продукции.
  2. Открытие "инновационных" субсчетов к синтетическим счетам производственных затрат, вводя их в рабочий план счетов предприятия.
  3. Формирование на счетах бухгалтерского "инновационного" учета инновационных затрат по местам их возникновения, центрам ответственности, источникам возмещения затрат.
  4. Обоснованный выбор метода учета затрат для оценки эффективности внедрения научно-технических мероприятий.
  5. Прогнозирование, планирование и анализ финансового результата инновационной деятельности предприятия на основании структуры и источников формирования затрат на осуществление инновационной деятельности.
  6. Формирование информации об инновационной деятельности предприятия на принципах обоснованности, конкретности, оперативности, полноты и достоверности, обеспечивающих возможность ее аналитической интерпретации в целях принятия стратегических и тактических инновационных решений.
Технологический инновационный аудит
  • Виды и цели технологического инновационного аудита:
    • предплановый аудит с целью установления приоритетов ИОТиТР;
    • аудит реализованных инноваций с целью проверки достоверности учетной и отчетной информации;
    • объекты аудита;
    • продуктовые цепочки – сквозные бизнес-процессы производства конечной продукции;
    • компоненты продуктовых цепочек – локальные (промежуточные) бизнес-процессы производства конечной продукции;
    • бизнес-процессы создания сопутствующих (производству конечной продукции) ценностей для потребителя;
    • система инновационного учета организации.
  • Формы технологического инновационного аудита:
    • внутренний (штатный) аудит сквозных и локальных бизнес-процессов;
    • внешний (независимый) аудит сквозных и локальных бизнес-процессов;
    • аудит-контроль системы инновационного учета со стороны управляющих органов различного уровня.
Этапы формирования инновационного учета и отчетности
  1. Разработка модели бизнес-процессов инновационной деятельности, позволяющую спроектировать схему инновационного учета и отчетности на предприятии.
  2. Разработка системы аналитических счетов учета затрат инновационной деятельности по видам инноваций и номенклатуре товарной продукции.
  3. Разработка системы реквизитов и форм первичного учета инновационной деятельности.
  4. Разработка правил (инструкций) первичного учета инноваций.
  5. Выбор метода и разработка методики калькулирования себестоимости продукции с учетом текущих инновационных затрат.
  6. Разработка отчетных форм, позволяющих рассчитать и представить влияние результатов инновационной деятельности на основные финансовые и технико-экономические показатели деятельности предприятия.
  7. Создание информационной базы управления затратами организации.
Система инновационного учета и отчетности:
  • обеспечит возможность эффективного управления инновационным развитием предприятия;
  • позволит рассчитать изменение финансового результата деятельности предприятия от внедрения инновационных достижений.
Расчет и анализ показателей инновационного развития, таких как "Расчетная инновационная прибыль", "Инновационная рентабельность продаж", "Рентабельность инновационных расходов" и др. станут информационной основой для принятия эффективных управленческих решений по инновационному развитию предприятия.