Инвентаризация имущественного комплекса

Расширенная инвертаризация имущественного комплекса предприятия.
Когда необходима расширенная инвентаризация:
  • Реорганизация предприятия (например, приватизация ФГУП);
  • Дополнительная эмиссия (продажа крупного пакета) акций;
  • Оценка залоговой стоимости имущественного комплекса;
  • Выделение непрофильных активов;
  • Создание информационной базы управленческого имущественного учета.
Статус расширенной инвентаризации
Системная процедура комплексной проверки наличия и состояния имущества, прав и обязательств, обеспечивающая полноту и корректность информации:
  • При проведении приватизации ФГУП – для:
    • определения состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
    • определения объектов, в т.ч. исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса, и порядка их дальнейшего использования;
    • составления перечня действующих обременений (ограничений) и определения необходимости установления при приватизации дополнительных ограничений и публичных сервитутов;
    • определения балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия;
    • формирования вступительной отчетности.
  • При подготовке дополнительной эмиссии или продажи крупного пакета акций – для формирования расчетной цены акций ОАО по балансовому методу.
Подготовка проведения расширенной инвентаризации:
  • Интервью-согласование персонифицированной организационной схемы расширенной инвентаризации;
  • Анализ состояния (достоверности, уровня текущей актуализации) источников данных предприятия по объектам имущества, правам и обязательствам, необходимых для решения поставленных задач;
  • Разработка (на базе типовых документов) организационно-методического обеспечения работ;
  • Проведение обучающего семинара;
  • Адаптация базового информационно-технологического обеспечения и установка программного комплекса обработки инвентарных описей, формирования базы данных и выдачи отчетных документов по итогам расширенной инвентаризации.
Организационно-методическое  и информационно-технологическое обеспечение:
  • Организационно-методическая документация:
    • Организационно-методические указания по проведению расширенной инвентаризации имущества, прав и обязательств;
    • Методические указания по подготовке передаточного акта по имуществу, правам и обязательствам и иных документов вступительной отчетности.
  • Информационно-технологическое обеспечение:
    • Программный комплекс обработки инвентаризационных описей и создания БД имущества, прав и обязательств;
    • Расчетно-аналитический модуль определения балансовой стоимости активов, формирования вступительного баланса и прочих отчетов.
Организационно-методические указания по расширенной инвентаризации:
  • Перечень нормативных документов и порядок их использования в процессе проведения расширенной инвентаризации;
  • Перечень исходных внутренних документов и порядок их использования в процессе проведения расширенной инвентаризации;
  • Перечень и содержание этапов проведения расширенной инвентаризации:
    • Подготовительные мероприятия к проведению расширенной инвентаризации;
    • Проведение расширенной инвентаризации и заполнение инвентаризационных описей и прочих документов.
  • Приложение:
    • Инвентаризационные описи для проведения расширенной инвентаризации имущества, прав и обязательств;
    • Инструкции по заполнению инвентаризационных описей при проведении расширенной инвентаризации;
    • Типовой приказ о проведении расширенной инвентаризации.
Методические указания по подготовке передаточного акта (приватизации ФГУП):
  • Перечень нормативных документов и порядок их использования в процессе составления передаточного акта
  • Перечень внутренних корпоративных методических документов и порядок их использования в процессе составления передаточного акта
  • Перечень и содержание этапов формирования передаточного акта
    • Подготовительные мероприятия к составлению передаточного акта
    • Формирование передаточного акта
    • Согласование передаточного акта с учредителем
  • Подготовка и согласование вступительной отчетности
Приложение:
  • Инвентаризационные описи имущества, прав и обязательств для подготовки передаточного акте
  • Перечни имущества, прав и обязательств для отражения в передаточном акте
  • Инструкции по заполнению инвентаризационных описей для подготовки  передаточного акта
  • Типовые организационные документы, используемые в процессе формирования передаточного акта
Типовые документы регламента формирования Передаточного акта и другой отчетности:
  • Типовой приказ руководителя предприятия о создании Проектной группы и назначении ответственных лиц за формирование документов
  • Типовой приказ руководителя предприятия о проведении подготовительных мероприятий по подготовке к составлению документов
  • Типовой приказ руководителя предприятия об утверждении графика мероприятий по формированию и согласованию Передаточного акта и других итоговых документов
Описи расширенной инвентаризации
 
Расширенная инвентаризация должна обеспечить необходимую для выполнения требований (федерального органа по управлению имуществом) полноту данных, не обеспечиваемую бухгалтерской инвентаризацией (Приказ МФ РФ от 13.06.95 N 49).

Необходим расширенный состав информационных атрибутов, включающий в себя:

7.jpg


Состав инвентаризационных описей расширенной инвентаризации
 
Состав и содержание описей расширенной инвентаризации определяются с учетом специфики конкретного проекта приватизации по результатам предварительной оценки состояния и диагностики текущих проблем проекта.

Укрупненный состав инвентаризационных описей:

Расширенные по содержанию описи инвентаризации, проведенной на предшествующей
стадии проекта в обеспечение подготовки промежуточного баланса

8.jpg

Формирование Передаточного акта на основе описей расширенной инвентаризации

9.jpg

Возможности информационной системы:
  • Быстрая и качественная обработки больших массивов данных об имуществе, правах и обязательствах
  • Возможность унификации описей и перечней имущества, прав и обязательств предприятияОбеспечение импорта инвентарных описей из формата Excel в БД для последующей обработки
  • Возможности контроля данных об имуществе, правах и обязательствах предприятия на наличие всех требуемых информационных атрибутов
  • Автоматическая генерация перечней, отражающие состав имущества, прав и обязательств, подлежащих и не подлежащих приватизации
  • Обеспечение расчетно-аналитических функций обработки информации об имуществе, правах и обязательствах (формирования вступительного баланса, расчета балансовой стоимости имущества и пр.)
Схема работы информационной системы

10.jpg

Заполнение инвентарных описей. Контроль и исправление ошибок.

Типичные ошибки данных в описях:
  • Наличие незарегистрированных объектов недвижимости;
  • Неверное отнесение объектов основных средств к движимому или недвижимому имуществу;
  • Расхождение наименований объектов недвижимости в технических паспортах и в свидетельствах о государственной регистрации прав;
  • Наличие в свидетельствах о регистрации прав собственности ошибок, опечаток и т.д.
Импорт инвентарных описей в информационную систему:
  • На этапе загрузки данных в систему осуществляется автоматическая проверка ошибок заполнения описей;
  • Формируется журнал ошибок;
  • Типичные ошибки: повторяющиеся инвентарные номера, неверные форматы дат, недопустимые значения данных.
Сличение стоимостных показателей имущественных объектов с данными бухгалтерского учета:
  • Загрузка в программный продукт бухгалтерских балансов предприятия и структурных подразделений;
  • Сверка данных описей с данными бухгалтерских балансов;
  • Устранение несоответствий и формирование сличительных балансов.
Создание базы данных имущественного комплекса и формирование отчетов:
  • Подготовка вступительных балансов;
  • Формирование передаточных актов;
  • Расчет чистых активов;
  • Формирование третьего раздела пассива предприятия при реорганизации;
  • Формирование других информационных данных, отвечающих целям и задачам проекта.
Практический опыт исполнителей в применении данного подхода:
  • При реформировании ОАО РАО «ЕЭС России», и в частности:
    • ОАО «Мосэнерго»;
    • ОАО «Алтайэнерго»;
    • ОАО «Кузбассэнерго»;
    • ОАО «Челябэнерго»;
    • ОАО «Кубаньэнерго» и др. (еще более 10 по всей РФ).
  • При реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса РФ на крупнейшем в своей отрасли предприятии ФГУП «Уральский электрохимический комбинат»;
  • При подготовке предложений по совершенствованию системы управления имуществом предприятий, входящих в группу «ЛУКОЙЛ».